Saturday 2nd March 2024
Россия, Москва

Fiat 500, является одним из самых известных итальянских автомобилей. Сенатор Джованни Аньелли был вызван Бенито Муссолини в 1930 году, чтобы сообщить ему о «настоятельной необходимости» создать для итальянцев автомобиль стоимостью не более 5000 лир.

Это была идея обладала огромным пропагандистским потенциалом, которую Адольф Гитлер поспешил воспроизвести, как только его избрали рейхсканцлером, вызвав Фердинанда Порше и поручив ему изготовить автомобиль стоимостью немногим более 1000 марок, автомобиль, который станет известен как Жук.

Обеспокоенный трудной задачей, от которой он с радостью отказался бы, Аньелли передал задачу конструкторам технического бюро FIAT, которые разделились на два противоположных лагеря. Первые считали возможным достичь цели с уже используемыми FIAT наработками и схемами, сэкономив на оборудовании и материалах. Вторые же хотели начать с нуля.

Вначале руководство Fiat решило поэкспериментировать с обоими решениями: поручило техническому отделу приступить к проектированию модели на основе стандартных решений компании, и в то же время нанять Ореста Лардоне, назначив ему небольшую группу техников и рабочих для разработки собственных механических решений.

Fiat 500 Topolino - итальянский народный автомобиль.

Идеи Лардоне были просты и ясны: новый автомобиль должен был иметь четыре места, силовой агрегат объемом 500 куб.см с воздушным охлаждением и оснащаться передним приводом.

Во время испытания прототипа автомобиль выехал из Линготто и проехал несколько километров, но на подъеме на Каворетто произошло неожиданное возгорание двигателя , которое вынудило пассажиров выпрыгнуть из автомобиля. Авария, вероятно, произошла из-за банального разлива топлива, но Аньелли приказал навсегда запретить передний привод в FIAT, а Лардоне был уволен.

Проектирование маленького автомобиля продолжалось без энтузиазма до тех пор, пока Муссолини не посетил FIAT в октябре 1932 года, что напомнило Аньелли о его обязательствах. В результате ответственным за проект стал Данте Джакозе — молодой инженер, который уже был известен по проектированию «Balilla».

FIAT Balilla
FIAT Balilla

Данте Джакоза взял бразды правления проектом, и после месяцев лихорадочных рисунков и расчетов вышла уменьшенная копия «Балиллы». Он ввел нововведения, направленные на уменьшение веса и затрат: радиатор находился над двигателем (для экономии на водяной помпе, по принципу, что горячая вода идет вверх, а холодная опускается вниз); подача бензина самотеком (отказ от подающего насоса) и система смазки упрощенного типа.

10 июня 1936 года на вилле Торлония дуче (итальянский титул, который носил Бенито Муссолини) и прессе был представлен новый «ультраутилитарный» автомобиль, с наименованием «Fiat 500».

15 июня 1936 года в   продажу поступил Fiat 500 (переименованный в «500 A», прародитель «500 B» и «500 C»), с момента своего появления получивший в народе название «Тополино». (Имя «Fiat Topolino» было выбрано для нового автомобиля на волне успеха, которого добился Уолт Дисней в Европе (мышка, итальянское название Микки-Мауса).

Fiat 500 Topolino - итальянский народный автомобиль.

Скромный по технике и производительности автомобиль, цена которого составляла 8 900 лир: в двадцать раз больше средней зарплаты квалифицированного рабочего и намного больше предполагаемых 5 000 лир. В 1936 году Порше уже построил окончательные прототипы «Жука», выставленные на «предпродажу» по 990 марок, что всего в пять раз превышало зарплату квалифицированного рабочего.

Однако благодаря «автомобильному голоду итальянцев» Fiat 500 стал довольно успешным. На самом деле, в Италии в 1936 г. всего 222 000 автомобилей (всех типов, в том числе государственных и военных) циркулировали для более чем 42 миллионов жителей, по одному автомобилю на каждые 200 человек. Отношение в десять раз ниже, чем во Франции, и в сорок раз ниже, чем в Соединенных Штатах в том же году.

Fiat 500 Topolino - итальянский народный автомобиль.

Автомобиль продавался в двух версиях: обычной «Berlina due porte» и «Berlina due porte transformabile», с открывающейся крышей за 9 750 лир. С конца 1936 г. выпускалась также версия «фургон» грузоподъемностью 300 кг, предназначенная в основном для Королевской армии.

Чтобы решить проблемы с загрузкой военного фургона, было разработано удлиненное шасси. Из-за невозможности запуска двух отдельных сборочных линий производство было унифицировано на новом шасси. Учитывая неизменное название, первую версию в народе называли «short crossbow», а вторую — «long crossbow». Во всех своих версиях «500» выпускался почти без изменений до начала 1948 года, в количестве более 110 000 штук.

Весной 1948 года был представлен «500 Б», довольно похожий на предыдущий, но с существенными техническими изменениями. Двигатель имел новую чугунную головку с верхним расположением клапанов, управляемых тягами и коромыслами, и увеличил мощность до 16,5 л.с., что позволило развить максимальную скорость 95 км/ч и снизить расход топлива. Шасси также переработано с добавлением множества небольших улучшений, а также с использованием задней стабилизирующей поперечины и телескопических гидравлических амортизаторов. Также появилась система отопления салона в качестве опции.

fiat 500B topolino
fiat 500B topolino

Самым важным и долгожданным изменением стало введение версии «Giardiniera», которая предлагала автомобиль c четырьмя сиденьями и задней дверью, которая давала доступ к значительному грузовому отделению, которое можно было еще увеличить, сложив спинку заднего сиденья.

Новая версия, воспроизводившая в уменьшенном формате гениальное решение «функционального кузова», разработанное в 1946 году Марио Ревелли для Carrozzeria Viotti. Giardiniera стала первым в мире автомобилем  типа универсал,  выпускавшимся большой серией.

Первоначальный термин «Giardinetta» нельзя было использовать, потому что он был депонирован Carrozzeria Viotti, и был выбран термин «Giardiniera». «500 B» производились чуть более года, было построено более 21 000 единиц.

fiat 500 topolino Giardiniera
fiat 500 topolino Giardiniera

Выпускаемый с 1949 года, «500 C» был сотой моделью автомобиля FIAT. Чтобы подчеркнуть важные технические новшества, было решено обновить кузов, сделав его более современным. Передняя часть была изменена за счет помещения фар в крылья; из хвоста исчезла классическая запаска – типично довоенная. В технической части также были изменения – чугунная головка была заменена на алюминиевую. Чтобы унифицировать производство, версия кабриолет стала стандартной, а седан с жестяной крышей можно было получить только по заказу с долгим ожиданием.

fiat 500c topolino
fiat 500c topolino

В 1951 году “Giardiniera Legno” отказалась от бортов из дерева и твердого картона, изготовленных вручную, в пользу “Belvedere” с новой штамповкой из листового металла. Инновация принесла большие преимущества с практической точки зрения, и продажи значительно увеличились. Производство «Topolino Berlina» прекратилось в 1954 году, уступив место Fiat 600, а производство «Belvedere» продолжалось в течение всего 1955 года.

Belvedere
Belvedere

«Тополино» производился по лицензии также на предприятиях, связанных с FIAT, или путем создания специальных  совместных предприятий . При небольших внешних отличиях, он собирался в Польше компанией Polski Fiat, в Австрии компанией Steyr-Puch, в Германии компанией NSU — Fiat Neckar и в Индии компанией Premier. Большой успех имели французские версии, произведенные Simca с моделями «Cinq» и «Six»: более 50 000 экземпляров с 1937 по 1950 год.

В рамках соглашений между FIAT и Nash Motors о производстве автомобилей с самонесущим кузовом , в 1948 году фирмы заключили соглашения о производстве в Соединенных Штатах “спайдерной” версии «Тополино» с шасси, поставляемым FIAT и кузовом Nash, разработанным Биллом Флажоле. После презентации в прессе прототипа “NXI” в 1949 году соглашение между Нэшем и FIAT распалось.

Simca  6
Simca 6

Шасси «Тополино» использовались итальянскими и зарубежными производителями кузовов для создания специальных спортивных, коммерческих или соревновательных версий. Заслуживают упоминания Garavini “belvedere”, кабриолет Siata Amica, Fiat Sport 750 Giannini (“Mille Miglia” berlinetta, фургон 500 C Abarth и уникальный образец седана 1955 года с кузовом Pitton 1955 года).Simca 6

Siata Amica
Siata Amica

1 thought on “История Fiat 500 Topolino

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top